Песочная терапия для детей – как работает, упражнения и рекомендации психолога

Песочная терапия для детей в Москве

Что это такое и как работает?

На первый взгляд может показаться, что песочная терапия предельно проста и выглядит не сложнее обычной игры в песочнице. Но на самом деле именно эта незатейливость и делает ее настолько эффективной. Играя с песком, участники терапии, даже самые юные, имеют возможность абстрагироваться от всех правил и условностей, сбросить с себя маски и выстроить путь к своему истинному Я. И что немаловажно – в очень мягкой, максимально экологичной форме проработать беспокоящие моменты.

Структура сеанса включает в себя построение в терапевтической песочнице композиции на заданную тему. Причем использовать в процессе можно не только песок, но также фигурки, природные материалы и многое другое.

Преимущество методики

Работа с песком считается одним из наиболее эффективных методов как для диагностики, так коррекции сразу по нескольким причинам:

  • • песок сам по себе является очень ресурсным материалом, способным «поглощать» негативные эмоции, обеспечивая человеку эмоциональную разрядку;
  • • занятие песочной терапией поможет установить контакт и будет способствовать развитию доверительных отношений, так как способно подарить ребенку заряд положительных эмоций.
  • • «интеллект ребенка – на кончиках его пальцев». Взаимодействуя с различными материалами, он стимулирует свое сенсорно-когнитивное развитие. Происходит улучшение крупной и мелкой моторики;
  • • составляя композиции, ребенок развивает в себе творческие способности, фантазию, воображение, нестандартное мышление;
  • • благодаря тому, что песочница включает в себя различные участки (зоны прошлого, настоящего, будущего, а также чувственной, мысленной и интеллектуальной сферы), она обеспечивает возможность всестороннего анализа сложившейся ситуации;

Благодаря своей универсальности песочная терапия подходит под практически любой запрос и пригодна для проработки большей части проблем у детей и подростков. Песочный мир, который создает ребенок, является отражением его внутреннего мира и психического состояния. Психолог поможет подобрать тему композиции, в зависимости от запроса, чтобы со временем агрессивный ребенок стал спокойнее, застенчивый – увереннее в себе. Тревожные дети смогли преодолеть страх, пережившие стрессовые ситуации нашли ресурс для возвращения к привычной жизни.

Кто и где проводит

Песочная терапия в Москве для детей
Проводят дипломированные семейные и детские психологи, имеющие большой опыт работы с детьми и подростками. В специально оборудованном кабинете, с использованием оптимального варианта песочницы и правильно подобранными наборами фигурок.

Стадии работы в песочной терапии

Работа с песком включает в себя несколько этапов.
Сначала психолог предлагает ребенку познакомиться с песком – потрогать его, почувствовать его структуру, предлагая простые и максимально понятные инструкции. Например, разыграть на песке сценку на какую-либо тему, предложить ребенку на время почувствовать себя волшебником, придумав и воплотив на песке карту сказочной страны, которую он создал у себя в голове. Подростки увлеченно составляют композиции своего внутреннего мира и разных жизненных ситуаций.
На первом этапе ребенок прорабатывает рельеф карты, выстраивая горы и холмы, дороги; он также может вырыть ямы и, открывая дно песочницы, сформировать реки, моря и океаны, внутри которых можно расположить острова.
После проработки рельефа можно приступить к расстановке фигурок. Ребенок выбирает их самостоятельно, руководствуясь своим внутренним импульсом. Достаточно тех фигурок, что ребенок находит уместными для этой композиции. После того, как она будет готова, есть возможность рассмотреть следующие особенности:

  • • в какой области сосредоточено наибольшее количество фигур? Если левая сторона оказывается заполнена сильнее всего, вполне возможно, ребенка беспокоит проблема или вопрос, связанный с прошлым. Правая, напротив, может говорить об устремлении в будущее. Центральная часть, проработанная больше всего, является признаком того, что ребенок описывает настоящие события;
  • • если какие-то участки поля остались незаполненными, вполне возможно, ребенок не понимает и не использует ресурсы, которыми обладает – тогда есть возможность вместе поискать эти ресурсы;
  • • поместил ли ребенок фигурки в углы песочницы или на острова внутри моря — все это важная информация для специалиста, который обязательно спросит у ребенка, что именно такая постановка фигурок для него означает. Как чувствуют себя персонажи, которые там находятся? Вполне возможно – это скрытые проблемы, которые не до конца понимает ни сам ребенок, ни его родители;
  • • с какой фигуркой ребенок ассоциирует себя? Может ли он найти на поле самую счастливую или самую грустную фигурку? Что можно сделать, чтобы помочь погруженным в печаль почувствовать себя лучше, самым злым – укротить свой гнев, самым слабым – почувствовать себя сильнее, а напуганным – почувствовать защиту?

Следующий этап – гармонизация поля. На нем специалист обсуждает с ребенком композицию. Нравится ли она ему? Какие чувства рождает? На всех ли частях песочной страны господствуют доброта, справедливость, чуткость или все еще присутствуют негативные моменты? И если да — есть ли у него желание что-то в ней изменить или переделать? Например, поставить на нее новые фигуры, изменить рельеф или добавить в него новые элементы? После того, как поле будет гармонизировано, и придет время завершать сеанс, желательно выполнить символическое прощание с песочницей, позволив ей поделиться с ним своей позитивной энергией. А может быть для ребенка будет необходимо наметить дальнейшие планы.

Формы работы в песочнице

Песочная терапия может использоваться в следующих формах

Песочная терапия может использоваться в следующих формах:
Диагностический подход. Диагностика – этап, с которого начинается любое взаимодействие психолога с ребенком после первичного знакомства. Оно позволяет понять особенности психического развития ребенка, увидеть уязвимые места, которые предстоит проработать и наметить стратегии работы. Песочная терапия позволяет выявить:

  • • особенности взаимоотношений ребенка со своим окружением, в частности – с семейной системой;
  • • источники и формы проявления таких эмоций и чувств, как страх, тревога, агрессия;
  • • особенности восприятия ребенком самого себя, его самооценку;
  • • ресурсный потенциал ребенка, к которому он обращается при необходимости преодоления трудностей и потенциал, который он еще не использует;
  • • стратегии, используемые для сопротивления стрессовым ситуациям.

Терапевтический подход. После того, как основные пути работы намечены, психолог приступает непосредственно к коррекционно-развивающей работе. В этом смысле песочная терапия очень тесно перекликается со сказкотерапией. Ребенок не просто расставляет на поле фигурки, он связывает их между собой определенным сюжетом. В процессе этого он бессознательно идентифицирует себя с одним из действующих лиц и вместе с ним проживает придуманную историю. Психолог при этом может направлять его, подсказывать некоторые сюжетные повороты и предлагать варианты, чтобы расширить кругозор. Благодаря этому удается проработать «блоки» психики и, мягко и ненавязчиво, выйти на новый этап развития.

Особенности работы с детьми в песочной терапии

Песочная терапия для детей в Москве

Первое и самое главное условие эффективной песочной терапии звучит просто. Ребенку должен нравиться материал и не вызывать у него неприятных ощущений. Только в этом случае работа будет результативна. Если ребенку неприятен песок, можно предложить намочить его или подобрать другой способ работы – рисование, лепку.

Сама песочница имеет определенный оттенок – цвет будет играть символическую роль.

Набор фигурок для песочной терапии может быть максимально разнообразен и включать в себя:

  1. фигуры людей (женщин и мужчин, взрослых и детей, символические фигуры, представители различных этнических групп и исторических эпох);
  2. фигуры животных (реально существующих, вымерших, мифических);
  3. герои сказок и мультфильмов;
  4. здания (городского, сельского типа);
  5. растения (деревья, кустарники, цветы, растущие в различных климатических поясах, различных оттенков);
  6. фрукты и овощи;
  7. военную технику;
  8. книги;
  9. музыкальные инструменты;
  10. спортивный инвентарь;
  11. заборы, стены, ограждения;
  12. транспорт;
  13. оружие;
  14. предметы быта – посуду, мебель;
  15. насекомых;
  16. камни, раковины, перья, другие природные материалы.

Какой символический смысл несет появление на поле той или иной фигурки? Безусловно, накоплено достаточно знаний о символическом значении предметов, имеются трактовки и схемы, которые приписывают каждому появившемуся на поле символу четкое значение. Однако не стоит забывать – любой человек, даже совсем юный, обладает пусть небольшим, но уникальным и неповторимым опытом. И значение, которое каждый вкладывает в фигурки, может различаться. Поэтому во время личной сессии с использованием сэндплей терапии специалист обязательно  спросит самого ребенка, какой смыл он вкладывет в выбираемые им фигурки. Эмоциональное восприятие фигурки, ее качества (добрый-злой, ласковый-грубый, общительный-нелюдимый) подскажут в чем именно ее роль на песочном поле. И о какой проблеме или просто особенности ребенок пытается через нее рассказать.

 

Отдельно отмечу, что родители могут самостоятельно использовать песок, чтобы разнообразить времяпрепровождение ребенка и улучшить качество общения в детско-родительских отношениях. Но проводить песочную терапию с целью диагностики и коррекции может только дипломированный психолог.

Позвоните по номеру 8 916 157 77 59 и получите всю необходимую информацию о консультации в нашем центре. 

x

Request a Free Quote