Развитая речь – один из главных показателей нормативного развития. Дети с хорошим речевым развитием более коммуникабельны, дружелюбны, легче адаптируются в новом коллективе и в будущем успешнее учатся в школе. Влиять на становление речи возможно только до достижения ребенком 6-летнего возраста. Вся последующая работа б2удет направлена на коррекцию уже сформировавшегося механизма общения.
Речевое развитие детей 4-6 лет включает в себя:
приумножение активного словаря;
усовершенствование складной,
грамматически верной диалогической также монологической речи;
формирование речевого творчества;
развитие темпо-ритмической стороны речи.
Ведущими психологами установлено, что речь – базис для формирования всех видов детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, музыкальной и т.д. В результате систематических целенаправленных занятий с логопедом в Москве у ребенка не только улучшатся речевые показатели, но и уровень развития прочих психических процессов: мышления, внимания, памяти.
Чтобы не упустить время на правильное речевое развитие, лучше обратиться к специалисту. Логопед нашего центра проведет диагностику, выявит слабые места и составит индивидуальную программу работы. К процессу активно привлекаются родители, поскольку семья – значимый фактор развития ребенка.
Особенности речи в 4 года
Дети 4-х лет имеют достаточно точную, развитую речь. К речевым особенностям детей этого возраста относят:
● понимание и умение правильно назвать окружающие предметы; ● использование в речи прилагательных, наречий, предлогов; ● появление признаков монологической речи; ● использование более сложных предложений; ● инициативу, активность к общению.
Дети с высоким уровнем речевого развития в 4 года могут обратить внимание на неуместные звуки, неправильно произнесенное слово. Речь пока еще ситуативна и недостаточно точна в грамматическом отношении.
Особенности речи в 5-6 лет
В 5-6 лет дети активнее занимаются речевыми упражнениями, чаще стремятся к общению со сверстниками. К особенностям развития в этом возрасте относятся:
● умение называть не только сам предмет, но и его отличительные признаки; ● умение устанавливать связи между предметами и точно отображать их в речи; ● увеличение устойчивости внимания в диалоге с другим человеком; ● свободное владение силой голоса, тоном, темпом речи; ● хорошее развитие монологической речи.
В 5-6 лет значительно возрастает активный словарь. Многие дети уже начинают посещать занятия по подготовке к школе в Москве, и сформированная красивая речь позволяет им успешнее запоминать новый материал. Именно поэтому необходимо обращать особое внимание на речевое развитие малыша. Чем раньше начнется работа по становлению правильной речи, тем проще будет ему в повседневной жизни.
Норма развития речи детей 4 – 6 лет
Показатели индивидуального речевого развития вариабельны и зависят от множества факторов. Однако существует условная норма, которой пользуются логопеды и психологи Москвы при оценке уровня развития речи:
● объем словарного запаса – более 2000 слов; ● развитое словотворчество; ● проговаривание своих действий при самостоятельной игре; ● в активном словаре присутствуют прилагательные, наречия, обобщающие слова, антонимы, синонимы и множественная форма имен существительных; ● называет свободно животных, их детенышей, времена года, геометрические фигуры; ● читает стихотворения наизусть, пересказывает сказки. К 6 годам может составить описательный рассказ по серии картинок; ● понимает значения предлогов, союзов, активно использует их в речи; ● составляет предложения из 5-8 слов, выговаривает сложные слова (до 4-х слогов); ● развита монологическая речь
Это условные показатели, на которые стоит равняться при проведении работы в кабинете логопеда.
Особенности произношения звуков
Недостаточно четкое произношение звуков – большая проблема современных детей. Если малыш не произносит звук, значит, он его не слышит. В будущем в школе могут возникнуть проблемы с грамотностью, восприятием текста на слух.
Для детей 4-6 лет характерны особенности произношения звуков. При этом отсутствие некоторых звуков – норма. Например, звуки [р], [рь] из-за сложности артикуляции могут возникнуть у ребенка после 5 лет. К этой группе относятся и звуки [л], [ль].
Трудности вызывают слова с набором согласных звуков: тракторист, велосипедист, экскаватор. Но благодаря высокой чувствительности к звукам в возрасте 4-5 лет недостатки звукопроизношения легко исправляются. В 5 лет заканчивается формирование артикуляционного аппарата, а значит, работа по речевому развитию будет более длительной.
Словарный запас ребят
Словарный запас позволяет ребенку успешно общаться, строить логические взаимосвязи, чувствовать себя уверенно среди сверстников. В 4-6 лет активный запас значительно увеличивается. Дети называют не только предмет, но и его функциональные признаки. Они употребляют обобщающие слова, слова с противоположным значением. При благоприятном развитии ребенка к 6 годам активный словарь достигает 3000 слов.
Чем родители могут помочь?
Семья – базовый пример для малыша, оказывающий огромное влияние на речевое становление. Дети 4-5 лет активно подражают взрослым, поэтому очень важно, чтобы члены семьи показывали правильный пример. Также в домашних условиях можно помочь следующим образом:
● активно развивать мелкую моторику: лепить из пластилина, делать аппликации из круп, перебирать бусинки, использовать кинетический песок, искать игрушки, завернутые в фольгу;
● играть с малышом, как можно больше общаться с ним. Ребенок улавливает не только речь родителей, но и их артикуляцию, мимику, жесты и подсознательно их копирует. Это способствует постоянной тренировке необходимых качеств;
● делать логопедические упражнения, развивать артикуляционный аппарат;
● заниматься с дидактическими пособиями логопедической направленности;
● обогащать опыт ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями: новые места для прогулок, посещение театров, парков, выставок и т.д.
Развитие детей 4-5 лет – важный этап взросления. От того насколько хорошо проведена работа с малышом в этот период зависит его коммуникационная успешность в будущем. Дети с хорошим речевым развитием менее тревожны, расслаблены, лучше занимаются на занятиях. Можно посетить логопеда для первичной диагностики и выявления речевых особенностей ребенка.
4 Комментарии
Азера
Спасибо за информацию!
Валентина
Благодарим вас за информацию
Арис
Спасибо!!!
Татьяна
Благодарим за предоставление информации